Глава IX. Семетей. Поездка Семетея в Талас.
- Разве может быть счастлив тот, кто пойдет против духа Манаса? Разве может оставаться в живых тот, кто выступит против Семетея?
Он наговорил сорока чоро много устрашающих слов, напугав их так, что никто из них не решился заступиться за Кёбёша.
Между тем Бакай с Семетеем после расправы, не останавливаясь, проехали большое расстояние и, приехав на ночлег, улеглись спать. Наутро Бакай сказал Семетею:
- Сегодня мне приснился заветный сон, которого я не видел двенадцать лет. Это значит, что сегодня я должен или умереть или несказанно радоваться.
Семетей стал уверять, что этот сон - предвестник счастья и удачи. Поднявшись на горный хребет, они стали смотреть вдаль, и вдруг увидели облако густой пыли; пока они гадали, что это за пыль, показался скачущий рыжий конь.
Бакай первым понял, в чем дело, и сказал:
- Несчастный мой сирота, это Тайбуурул ищет тебя, это тот самый конь, который будет тебе служить в твоих походах.
Когда они так говорили, Тайбуурул, радостно заржав, подбежал к Семетею, обнюхал его и протянул ему свою шею. Увидев его, подумал Семетей:
- Хоть конь этот только животное, он, видно, поступает так, уважая память моего отца. Неужели же я окажусь хуже его?
Вместе с Тайбуурулом прибежала, скрывавшаяся и ставшая невидимой, серая кобылица Манаса. В память о Манасе Семетей и Бакай на этом же месте зарезали ее, как жертву.
Потом, поехав дальше, они нашли много киргизов, не вынесших непосильных налогов Кёбёша и бежавших в горы. Множество людей, узнав о том, что прибыл Семетей, сын сивогривого Манаса, передавали эту радостную весть друг другу, иные скакали из аила в аил и, собравшись толпами, на радостях резали в жертву: богатые - кобылиц, а неимущие - баранов.
Сестра Манаса Кардыгач, опасаясь, как бы Абыке с Кёбёшем и сорок чоро не причинили вреда Бакаю и Семетею, до этой поры наблюдала со стороны за всем происходившим и была все время на страже. Только когда она увидела, что Семетей вооружился доспехами своего отца и сел на Тайбуурула, она решила, что теперь врагам не под силу будет победить его. Успокоившись, она незаметно для Семетея покинула их и направилась восвояси.
А Семетей, сидя на Тайбууруле, вместе с Бакаем продолжал путь. И вот к нему навстречу вышла собака Манаса - Кумайик. Взяв ее, они поехали еще дальше. Потом навстречу им вылетел Акшумкар, который привел с собой своего птенца, желая отдать его сыну Манаса. Семетей взял птенца Акшумкара. Бакай привязал ему поводки из шелка, а Семетей посадил его себе на руку.
Поймав Акшумкара, Семетей на радостях решил зарезать полученного в Бухаре Актулпара и принести его в жертву памяти Манаса. Но Бакай отговорил его, напомнив, что этим он огорчит Темир-хана, который ему подарил этого коня.
- Бакай-хан, аба! Я сегодня должен уехать, - сказал ему Семетей, - потому что настал тот день, в который я обещал моей матери и бабушке вернуться к ним. Я лишусь их, если не исполню своего обещания - промолвил он, и они с Бакаем договорились, что побыв в Бухаре, Семетей снова возвратится в Талас.